ŠKODA OCTAVIA против конкурентов из Audi и Kia: кольцо для троих

Оцениваем способности модернизированной Октавии, а также седана Audi A3 и хэтчбека Kia cee’d GT на обычной и на гоночной трассах.​​

Александр Сотников, мастер спорта, многократный чемпион России, директор гонок СМП РСКГ, не слишком-то многословен, ­но категоричен:

— Ребята, а вы не ошиблись адресом? Я проехал на Октавии всего три круга. Эта машина на гоночном треке совсем чужая!

Интересный поворот. А ведь в городе и на магистрали Octavia произвела совсем иное впечатление: 180-сильный турбомотор внушал уверенность в том, что у меня в руках почти хот-хэтч! И поскольку речь идет совсем не о такси-версии, пришла мысль махнуть на «Смоленское кольцо».

Компанию подобрали, как мне виделось, правильную. Хотя выбирать особо не из чего. VW Golf GTI заметно мощнее (230 л.с.) — не годится. Ford Focus ST у нас больше не продается. Опели и Сеаты ушли с российского рынка. Остается только Kia cee’d GT. Разрыв по мощности (204 л.с.) не критический, а в крутящем моменте преимущества у «корейца» и вовсе нет: 265 Н·м против 280 Н·м. Настоящим сюрпризом (не скажу, что приятным) стала цена Октавии — 2 256 900 рублей. Более дорогой Шкоды в моих руках еще не было. Cee’d GT на этом фоне кажется супервыгодной покупкой — 1 314 900 рублей. А соплатформенный Шкоде 150-сильный Audi A3 Sedan 1.4 TFSI?

Звоню в пресс-парк.

— Да, у нас есть такая «трешка». Со всеми опциями стоит 2 742 000 рублей.



Колечки-то бриллиантовые! Интересно, как Skoda проявит себя на фоне богатого ­родственника и более мощного Kia?



На «Смоленском кольце» Octavia показала достойный результат. Но не доставила столько радости, как А3: она тяжелее, крены кузова больше.
Примерка

Из всех машин наибольший интерес вызывает, конечно, Octavia. Прыгнув за руль, сразу замечаю новую мультимедиасистему с 9,2 дюймовым экраном. Красочность картинки, быстродействие, удобство пользования — всё лучше, чем у соперников.
Обзорность благодаря высокой посадке и крупным зеркалам — прекрасная.

Подкупает и внимание к мелочам. Так, бардачок и дверные кармашки — с ворсовым покрытием: вещи в них не гремят. Под передним сиденьем есть ниша для хранения световозвращающих жилетов, а на ветровом стекле — очень удобный держатель для парковочных талонов и прочих корочек.

В Октавии ощущаешь себя как в автомобиле классом выше. И дело не только в качественной отделке, но и в удивительном просторе. Особенно много места сзади — усядутся Гулливер, Голиаф и Сабонис в придачу. Нет более просторной машины сопоставимых габаритов! И сервис для сидящих сзади на уровне: трехступенчатый обогрев сидений, верхние дефлекторы обдува, два USB-разъема и даже 220 вольтовая розетка.

На фоне Октавии меркнет даже Audi A3 со своей шикарной отделкой интерьера. Но «трешка» уступает в оснащенности: ни кнопочного пуска двигателя, ни системы удержания в полосе движения. Нет даже круиз-контроля. Эффектно выезжающий из недр центральной консоли экран невелик и транслирует не столь четкое изображение. А насколько Audi теснее! Особенно мал запас по высоте в заднем ряду. Отчасти это обусловлено панорамной крышей, укравшей пару сантиметров пространства.

Сильная сторона «трешки» — эргономика и спортивные кресла из пакета S line. Жестковатые, с идеальным профилем, образцовой боковой поддержкой и многочисленными регулировками, включая выдвижной подколенный валик. Роскошная «мебель»!

Сиденья Recaro в Kia тоже спортивного покроя. Но до кресел Audi недотягивают. Во первых, не рады людям плотного тело­сложения. Во вторых, предлагают меньше регулировок. Наконец, им просто не хватает интеллигентности. Это я к тому, что поясничный упор передвигается с такой скоростью и нахрапом, что того и гляди пересчитает позвонки. Мягче надо быть с людьми, мягче.



Просторный, эргономичный, богато укомплектованный — таков салон Октавии.


Серые ободки на шкалах и радиальная оцифровка — не лучшее решение.
Да и в остальном салон Kia понравился меньше, хотя своим подрезанным по нижней хорде рулем и контрастной отстрочкой он старается выглядеть дороже, чем есть. Кого-то, может, и зацепит, но я не поддаюсь таким чарам. Они тут же разбиваются о миниатюрный, с сигаретную пачку, экран мультимедиа. И обзорность не понравилась: мешают треугольники передних стоек, а миниатюрные боковые зеркала не придают уверенности.

Сзади просторно (хотя до уровня Октавии как до Луны), но пассажирам не хватает верхних дефлекторов и розеток, как у конкурентов. А еще в Kia люфтят и похрустывают дверные ручки. В общем, недостает интерьеру Сида монолитности, коей подкупают салоны Октавии и А3.



Флагманская мультимедиасистема Columbus (за нее необходимо доплатить 88 300 рублей) имеет экран диагональю 9,2 дюйма. Качество картинки и быстродействие — вне конкуренции.


Кнопкой Mode задействуется система Driving Mode Selection, которая, так же как и система Audi Drive Select у Audi, меняет ездовой характер.
Трассировка

Пока выбирались из Москвы, cee’d GT успел изрядно поднапрячь. Свою «зажигалку» корейцы комплектуют исключительно 6-ступенчатой механикой, которая в пробках отнимает массу сил и энергии. Да еще тяги на малых оборотах с гулькин нос: если недогазуешь на старте, непременно заглохнешь под укоризненные взгляды окружающих.

А вот на трассе отношение к Kia меняется. Турбомотор весело ускоряет машину, а его эластичность позволяет редко переключать передачи. Только шумновато. И трясет не по-детски. По разбитому асфальту лучше не ездить — как на родео!

В «трешке» с ее опционным спортивным шасси тоже потряхивает, однако подвеска «округляет» неровности. Особенно если перевести систему Audi Drive Select в комфортный режим, в котором смягчаются адаптивные амортизаторы, а руль становится легче (но не в ущерб информативности). Мотор 1.4 TFSI довольно тихий и экономичный: в среднем А3 потреблял 7,5 л/100 км, а соперникам требовалось на полтора литра больше. Очень понравилась работа семиступенчатой коробки DSG с двумя сухими сцеплениями — переключается мягко и деликатно.

Octavia у нас тоже с роботом, но с 6-ступенчатым, оснащенным «мокрыми» сцеплениями. И работает он не так ловко — чувствуются подергивания, особенно в спортивном режиме. Чем Skoda подкупает, так это высоким уровнем ездового комфорта. Шумоизоляция здесь лучше, чем в Audi, как и плавность хода. Там, где соперники вынуждены сбрасывать скорость, Octavia едет как ни в чем не бывало.



Шкодовские кресла мягки и удобны, но на треке из них вываливаешься.


Во втором ряду Октавии королевский простор. Во многих бизнес-седанах теснее будет!
А ведь я сам критиковал ее за жесткость (ЗР, № 3, 2013) и постукивание на ямах. Почему поменял свою точку зрения? Дело в том, что модификации с моторами мощностью 180 сил и выше снабжаются независимой задней подвеской вместо скручивающейся балки. Другая конструкция, другие настройки — вот и выигрыш в комфорте.

Трассировка

На «Смоленском кольце» идут тренировки перед стартом этапа СМП РСКГ, поэтому на трассу можно выехать лишь в перерыве между заездами. Зато асфальт уже прогрет и прикатан, что обещает хороший «держак».

Вот стихли вопли гоночных машин — можно на трек!

Александр Сотников первым делом подходит к Audi.
— Просто из всех трех машин она ближе стояла, - как бы оправдывает он свой выбор.
Уже на первой четверти круга приходит понимание того, что ярко-красному седану Audi «не хватает» мотора. На выходах из апекса «трешка» слишком медленно отзывается на открытие дросселя, и Александр с укоризной покачивает головой.
— Мало огня. Я хочу еще немного больше! — затянул я популярную некогда песенку.

— «Сердечная» недостаточность, - констатирует Александр. - Жаль, ведь шасси настроено замечательно. А3 дарит удовольствие от быстрой езды, зажигает. У «трешки» нет присущей большинству переднеприводных машин недостаточной поворачиваемости, у нее хулиганистый характер. Отклики на руль что в штатных, что в предельных режимах правильны и понятны. С отключенной системой стабилизации Audi и не пытается скользить. Едет плотно, цепко. Запас по шасси немалый — оно способно переварить гораздо бóльшую мощность. Думаю, на «трешках» с серьезным мотором вполне можно приезжать к нам на трек-дни.

— И робот не смущает?

— Абсолютно. Семиступенчатый S tronic переключается мягко и вверх, и вниз. Задержки есть, но они не критичны. Сюда бы подрулевые лепестки! Желания переводить коробку в ручной режим и дергать за рычаг не возникает, ведь тут зеркальная схема относительно гоночных машин. Там от себя — это переключения вниз, на себя — вверх, а здесь всё наоборот. Поэтому я даже не пытаюсь вмешиваться, коробка и сама неплохо справляется.

После зачетного круга Александр вернулся на «базу» с ликующей улыбкой:

— Покуражился! Результат круга — 1 минута 57,3 секунды. Достойно для 150 сильной машины!

Пересаживаемся в Kia. Разгон бодрее, но азартом и не пахнет: cee’d GT набирает ход слишком равномерно. От хот-хэтча ждешь пылкости, задора, раскатистого звука выхлопа... Зато досаждавшая своей жесткостью подвеска на автодроме оказалась в самую масть.

— Эмоций Kia дарит не много, - размышляет Сотников. - А3 в управлении интереснее. В предельных режимах под полной тягой проявляется недостаточная поворачиваемость, в виражи его приходится запихивать. И отсутствие блокировки раздражает. Разгруженное колесо ничто не сдерживает. И когда ты нажимаешь газ и слышишь, как беспомощно буксует внутреннее колесо, то понимаешь, что в этот момент машина не ускоряется, а стачивает резину и теряет время. Радости от этого мало.



Чехам удалось сделать образцовый багажник. Он, по нашему опыту, вмещает 520 литров. Предусмотрены крючки для сумок, крепления для фиксации грузов, 12 вольтовая розетка и сразу два источника света.


Запаска 205/55 R16 — практически полноразмерная.


Рычажки дистанционного складывания сидений второго ряда — опция ценой 5300 рублей.


Из всех трех машин омывателем камеры заднего вида снабжена только Octavia.
— А чем cee’d GT хорош?

— Мотором с неплохой тягой. И механическая коробка добавляет свою изюминку. Передаточный ряд подобран удачно, сцепление тоже не вызывает нареканий. А вот тормоза не очень. При торможении «в пол» они пасуют. А уж на последующем замедлении картина еще больше усугубляется. Так что перед быстрым, зачетным кругом тормоза желательно остудить.

Что Александр и сделал, а потом проехал трассу за 1 минуту 56,3 секунды.

— Я, конечно, в курсе, что Skoda Octavia и Audi A3 построены на общей платформе, - отрапортовал Сотников, забираясь в «четырехглазый» лифтбек. - Отличный немецкий продукт под чешским брендом. И всё же это не Audi. И сиденья не такие цепкие, и руль не столь «хваткий». Заметно, что это более доступный автомобиль. На треке очень мягко реагирует на поребрики и заметно кренится.

Чувствуется, что Octavia хорошо подготовлена для езды по не самым лучшим дорогам. И масса у нее больше. В гражданских режимах этого не замечаешь, но стоит помчать — и тяжеловесность начинает мешать.

Александр резко осаживает машину перед апексом, а на выходе резко добавляет газ.

— Масса имеет едва ли не первостепенное значение. Это не только быстрый разгон и уверенное торможение, но и правильные повадки. Octavia со своей тяжелой «мордой» проезжает «мимо» поворота, вываливаясь наружу траектории, а в скольжениях чуть больше рыскает. Проку от полного привода сейчас, на сухом и чистом асфальте, нет. Хотя в дождливую погоду положение дел, конечно, изменится к лучшему. В общем, по ощущениям, это самый что ни на есть гражданский автомобиль, который оказался на автодроме по недоразумению.

Поблагодарив Александра, мы выехали за ворота «Смоленского кольца». Шли в обычном режиме, и Skoda вновь оказалась в своей стихии. И по совокупности потребительских качеств одолела оппонентов с огромным преимуществом.

Audi A3 теснее — во многом поэтому и оказался на втором месте, хотя на кольце проявил бойцовский характер.

Сee’d GT удивил, хотя по многим потребительским свойствам не смог навязать Октавии соперничество. До заезда на «Смоленском кольце» он казался мне бестолковым жестким автомобилем, но на треке сумел отыграть позиции — лучшее время! А цена такова, что поклонникам трек-дней более выгодного предложения не найти. Что касается повседневной жизни, то cee’d GT требует автоматическую коробку — во всяком случае, на загруженных московских кольцах она будет в самый раз.

Данные производителей

AUDI A3 SEDAN KIA CEE’D GT SKODA OCTAVIA
Снаряженная / полная масса 1320 / 1795 кг 1395 / 1870 кг 1428 / 1991 кг
Время разгона 0–100 км/ч 8,2 с 7,6 с 7,4 с
Максимальная скорость 224 км/ч 230 км/ч 229 км/ч
Радиус разворота н.д. н.д. 6,2 м
Топливо / запас топлива АИ-95 / 50 л АИ-95 / 53 л АИ-95 / 55 л
Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл 5,9 / 4,1 / 4,8 л / 100 км 9,7 / 6,1 / 7,4 л / 100 км 8,1 / 5,7 / 6,6 л / 100 км
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый бензиновый бензиновый
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Конфигурация/
число клапанов
Р4 / 16 Р4 / 16 Р4 / 16
Рабочий объем 1395 см³ 1591 см³ 1798 см³
Степень сжатия 11,5 9,5 9,6
Мощность 110 кВт / 150 л.с. при 5000–000 об/мин 150 кВт / 204 л.с. при 6000 об/мин 132 кВт / 180 л.с. при 6300 об/мин
Крутящий момент 250 Н·м при 1500–3500 об/мин 265 Н·м при 1500–4500 об/мин 280 Н·м при 1350–3500 об/мин
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода передний передний полный
Коробка передач P7 M6 P6
Передаточные числа: I / II / III / IV / V / VI / VII / з.х. 3,50 / 2,09 / 1,34 / 0,93 / 0,97 / 0,78 / 0,65 / 3,72 н.д. 3,46 / 2,05 / 1,30 / 0,90 / 0,91 / 0,76 / — / 3,99
Главная передача 4,50 н.д. 3,33
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска: спереди / сзади McPherson / многорычажная McPherson / многорычажная McPherson / многорычажная
Рулевое управление реечное, с ЭУР реечное, с ЭУР реечное, с ЭУР
Тормоза: спереди и сзади дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 225 / 40 R18 225 / 40 R18 225 / 45 R17


Сервис в цифрах

Периоди­чность ТО Гарантия Дилеры (СТОА)
AUDI A3 SEDAN 15 000 км или 12 месяцев 4 года или 120 000 км либо 2 года без ограничения пробега 63
KIA CEE’D GT 15 000 км или 12 месяцев 5 лет или 150 000 км 170
SKODA OCTAVIA 15 000 км или 12 месяцев 3 года или 100 000 км 128


Экспертная оценка автомобилей

Модель AUDI A3 SEDAN KIA CEE’D GT SKODA OCTAVIA
Рабочее место водителя Наиболее удобные на гражданке передние сиденья — у Шкоды: идеальный профиль, уютный подголовник, куча регулировок. У Audi в придачу к этому настраивается длина подушки, но само «седло» жестче будет. А самое жесткое — у Kia. Для трека такое подходит идеально, для обычной жизни — не очень. Эргономика водительского места у всех без взлетов и провалов, но все-таки удобнее всего водителю в A3. Лучшая обзорность — в Октавии.
Сиденье 9 9 9
Органы управления 9 8 8
Обзор 8 8 9
Салон По простору и оснащенности в тестовой троице пальма первенства — у Октавии. Она же превзошла оппонентов в запасе пространства во втором ряду — чуть ли не лимузин! Skoda опередила соперников и по вместимости багажника.
Передняя часть 8 8 9
Задняя часть 7 8 10
Багажник 8 8 10
Ходовые качества Самый мощный в трио автомобиль вполне ожидаемо оказался и наиболее динамичным. Но Octavia отстает от Сида едва-едва. При этом — никакой суеты с механической коробкой. Тормоза «корейца» требуют сноровки, к ним необходимо привыкать. Управляемость всех трех машин понравилась.
Динамика 8 9 9
Тормоза 9 8 9
Управляемость 10 9 8
Комфорт Худшая шумоизоляция — у Сида: гудит дорога, рычит мотор… Вопреки ожиданиям, внутри премиальной «трешки» ничуть не тише, чем в Октавии. В плавности хода А3 и вовсе уступил чешской сестрице. А хуже всех по этой части проявил себя «кореец»: тряска в салоне несусветная.
Шум 8 7 8
Плавность хода 8 7 9
Климат 9 8 9
Приспособленность к России Наибольший дорожный просвет — у Октавии: 145 мм. В распоряжении А3 и Сида — жалкие 125 мм. Octavia и cee’d GT получили девятки за обилие дилерских центров. Ни одна из трех машин не снабжена полноразмерной запаской. Но если у А3 и Сида в багажнике нашлось место лишь для тощих «блинов», то в распоряжении Октавии — полноценное колесо размерностью 205/55 R16. Такими укомплектована львиная доля Октавий, поэтому снижать оценку Шкоде из-за несоответствия размера не стали.
Геометрическая проходимость 7 7 8
Сервис 8 9 9
Эксплуатация 7 7 8
Общая оценка 8,20 8,0 8,87



Назад